На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


«Интеллигент, мужик, эпоха, России золотой запас»


15.11.2018 19:03

Национальное достояние | Воронежский театр оперы и балета преподнёс своим зрителям поистине царский подарок – в театре прошёл фестиваль балетных спектаклей, посвящённый 60-летию начала профессиональной творческой деятельности легенды мирового балета Владимира Васильева


Фото Натальи КОНЬШИНОЙ

Воронежцам несказанно повезло в том, что народный артист ССС Р Владимир Васильев, которого называют гением танца, уже двенадцать лет работает с балетной труппой нашего оперного театра. Результатом сотрудничества стали пять балетных спектаклей.
Слово «легенда» здесь – не фигура речи и не коммерческий трюк, а самая настоящая истина. В годы своего взлёта (конец 50-х – 70-е годы ХХ века) Владимир Васильев не имел себе равных ни в нашей стране, ни за рубежом. И дело даже не в поразительной технике артиста, а в масштабе личности. На выпускном экзамене в Московском хореографическом училище после показа Васильевым самостоятельно подготовленного этюда «Паганини» на обсуждении впервые прозвучали слова: «Мы присутствуем при рождении гения».

Людмила РОМАНОВА


По словам великого балетмейстера Юрия Григоровича, Владимир Васильев произвел переворот в мужском классическом танце. Если ранее балеты ставились в основном на прима-балерину, а партнер вторил, то с появлением героев Васильева именно мужские партии выходят на первый план. Принцы в «Золушке» и «Спящей красавице», граф Альберт в «Жизели», Базиль в «Дон Кихоте» воплощали мужественность и страстность, печаль и страдание, безудержную веселость и лукавство испанца. Воплощением подлинно русского духа являются его мастер Данила из «Каменного цветка» и Петрушка. Но недосягаемой вершиной его творчества стал Спартак из одноименного балета Арама Хачатуряна – этот подлинный шедевр Юрия Григоровича.

Помню, как я удивилась, увидев Владимира Васильева в зале Воронежского театра оперы и балета: он оказался среднего роста. А по «Спартаку» я ощущала его гигантом, настолько масштабен этот образ. Но самое главное, конечно, что вся фантастическая техника нужна ему для воплощения образа, для глубокого проникновения в его суть, и потому он ни в одной роли не повторился.

Со временем накопления опыта и мастерства Владимир Васильев сам обращается к деятельности балетмейстера, участвует в телевизионных проектах, посвященных балету, словом, развивается. Его приглашают на постановки многие театры мира и нашей страны и благодаря неутомимой трудоспособности он многое успевает.

Повезло и нашему городу. Васильев откликнулся на приглашение тогдашнего директора Игоря Непомнящего и в 2006 году приехал на постановку «Золушки». Сотрудничество оказалось плодотворным, и с тех пор он поставил в нашем театре четыре спектакля, а пятый сделан в его творческой мастерской и под его непосредственным руководством специально к Платоновскому фестивалю по рассказам Андрея Платонова. Все эти спектакли и решено было показать на фестивале, посвященном юбилею выдающегося танцовщика и хореографа. Каждый спектакль предваряло вступительное слово самого Мастера.

Первым из них оказался «Балетные шедевры в оперной классике» (постановка 2012 года). Во вступлении Владимир Васильев говорил о том, как важно сохранять традиции великих балетмейстеров, оставляя неизменными их шедевры. Балет включает три фрагмента: «Польский акт» из оперы Глинки «Иван Сусанин» (хореография Ростислава Захарова); «Вальпургиева ночь» из оперы Гуно «Фауст» (хореография Леонида Лавровского); «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» (хореография Касьяна Голейзовского).

Величавость полонеза и грациозность мазурки, неистовость Вакха и Вакханки, прелесть Нимф и наступательная победность Сатиров – все предстало перед нами в этот первый вечер фестиваля, напомнив о когда-то виденных постановках и экранизациях. Приглашенные солисты Михайловского театра Санкт-Петербурга Анастасия Ломаченкова (Вакханка) и Марат Шемшунов (Вакх), конечно, выглядели увереннее и техничнее воронежских солистов, но как-то вырывались из общего рисунка колоритностью своих образов. Ну а уж в «Половецких плясках» наши солисты Марта Луцко (Чаганевольница), Михаил Ветров (Куман), Вадим Мануковский (Наездник) и Диана Егорова (Персиянка) показали высший класс!

Во второй вечер зрители увидели «Золушку» Сергея Прокофьева в хореографии самого Васильева. Перед началом Мастер рассказал о том, как задумывался и рождался этот спектакль в Москве для Екатерины Максимовой, как он сам готовил острохарактерную партию Мачехи (всегда любил характерные роли, признался артист) и как делались костюмы в Париже по эскизам Пьера Кардена. Приглашенных солистов в этот раз не было. Спектакль станцевали чисто, а Олег Рудомёткин в партии Мачехи не посрамил своего учителя.

Печальная Золушка (Марта Луцко), капризный Принц (Михаил Ветров), сестры Кривляка (Светлана Кудрина) и Злюка (Анна Романовская) вполне оправдывали свои прозвища. Легкий флёр иронии, как дымка, окутывал этот спектакль, лишенный какой бы то ни было сентиментальности.

В третий вечер показали «Анюту» Валерия Гаврилина, самый его любимый, по признанию Мастера. Со дня премьеры (московской, конечно) прошло уже три десятилетия, а спектакль продолжает идти во многих театрах, в том числе и за рубежом. Это было первое обращение балета к Чехову (в основу положен его рассказ «Анна на шее»). Вначале постановка создавалась для телевидения, а главную партию исполняла Екатерина Максимова. Потом по просьбе Васильева Гаврилин дописал музыкальные фрагменты, и получился двухактный спектакль. Работая над ним, балетмейстер обратился к традициям советского драмбалета, разработанным еще в 40-е годы.

Если в классических спектаклях усложненность танца зачастую самоцель, призванная продемонстрировать мастерство исполнителей, то в драмбалете первенство отдается содержанию, а не форме. Вернее, сюжет диктует форму. «Анюта» очень верно передает содержание рассказа, создавая чеховскую атмосферу. Это одно из самых совершенных творений балетмейстера Владимира Васильева.

В этот вечер Анюту танцевала прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич. Легкая, хрупкая, грациозная, с очаровательной улыбкой, она одинаково убедительно передавала и мечты о несвершившемся счастье со студентом (Максим Данилов), и жалость к отцу и братьям, и отвращение к мужу, и, наконец, упоение от своего успеха на балу и внимания мужчин. В роли Модеста Алексеевича выступил бывший когда-то учеником Воронежского хореографического училища, а ныне премьер Большого театра Вячеслав Лопатин. Это роль характерная, слаженностью танца здесь не удивишь, зато драматический талант проявить можно. Что Лопатин и превосходно сделал.

В заключительной сцене спектакля Владимир Васильев сам вышел на сцену в облике отца Анюты Петра Леонтьевича, роли, которую он когдато исполнял. Это озорство придало финалу какую-то лирическую грусть.

А фестиваль продолжился показом балета «Макбет» Кирилла Молчанова по трагедии Шекспира. На этом спектакле присутствовал сын композитора Владимир Молчанов, телеведущий, чью программу «До и после полуночи» во времена перестройки смотрела вся страна. «Макбет», как сказал во вступительном слове сам балетмейстер, единственный из многих других, задуман, написан и реализован совместно с композитором. Он также создан в традициях драмбалета и по нему особенно хорошо представляешь, какие богатые возможности таит в себе это искусство. Меж тем, как и многое другое в нашей прежней жизни, драмбалет был осужден как порождение советской эпохи. Не рано ли? Васильев и здесь выступает как защитник традиций.

Хореографическое решение динамично и экспрессивно. В главной роли выступил Иван Алексеев, выпускник ВХУ, в прошлом солист воронежского театра, танцевавший эту партию на премьере, ныне артист балета Большого театра. Выступление его было уверенным, техничным и убедительно драматичным. Превосходно выглядела и Юлия Непомнящая в роли леди Макбет. Владимир Васильев вообще считает, что она главная в этой истории. Но я бы сказала, что виноваты оба. По крайней мере, в этом спектакле. Надо отметить, что и Банко (Михаил Ветров), и король Дункан (Максим Данилов) были достоверны, убедительны и техничны.

Подлинной находкой балетмейстера стали три ведьмы-предсказательницы судьбы Макбета (Диана Егорова, Марта Луцко, Екатерина Любых). Изломанная пластика, гротескный грим, судорожные движения как нельзя лучше подходят представительницам потустороннего мира. Трагический финал (мертвый Макбет на троне, бьющаяся над ним леди Макбет) производит очень сильное впечатление.

Пятый вечер был посвящен уникальному проекту «Вечер современной хореографии на тему творчества Андрея Платонова», подготовленному специально для Платоновского фестиваля в 2013 году. Семь талантливых современных хореографов объединил мэтр в творческую мастерскую под своим руководством. Многие сомневались: Платонов в балете?! Но Мастер вновь доказал: в балете нет ничего невозможного. Подлинно платоновский дух присутствует в каждом номере. Это один из самых платоновских спектаклей, которые я видела в своей жизни. Особенно меня впечатлили два этюда: «Неодушевленный враг» (хореография Александра Могилева) и «Люди Платонова» Раду Поклитару. Последнее название я дала бы всему спектаклю. Этой постановкой воронежский балет доказал, что перед ним можно ставить очень сложные задачи и у него есть силы, чтобы их воплотить.

Наконец наступил последний вечер фестиваля – гала-концерт в честь юбиляра. Он был выстроен как страницы творческой биографии Владимира Васильева и начался серией видеоизображений его лучших партий. Непередаваемое ощущение! Такой мощный взрыв: и его Принц, и Данила, и Петрушка, и Ромео, и Базиль, и непревзойденный Спартак – все промелькнуло перед нами как впечатляющая лента жизни.

Первое отделение началось со «Щелкунчика» – балета, в котором Васильев, по его словам, перетанцевал все партии, прежде чем дошел до Принца. Этот балет прошел через всю творческую жизнь Мастера и его покойной жены Екатерины Максимовой, о которой он тепло вспомнил в этот вечер. Сколько они станцевали вместе! Вплоть до последнего номера – «Элегии» Сергея Рахманинова, которую на вечере представили Заслуженная артистка РФ Марианна Рыжкина и ведущий солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми Роман Миронов.

Четыре номера концерта были отданы современной хореографии. Это уже упоминавшиеся «Люди Платонова» Раду Поклитару, очень выразительный этюд «Андрогин» (хореография П.Глухова, исполнители Анна Акелькина и Григорий Сергеев), впечатляющий великолепной техникой номер «Ипостаси» (хореография Е.Музеева, исполнитель солист театра «Кремлевский балет» Дмитрий Прусаков) и совершенно потрясающий этюд «Гоголь. Исповедь» (хореография и исполнение Александра Могилева, принимавшего участие в платоновском спектакле). Этот номер сделан с помощью видеопроекции, на которой вначале мы видим руку с пером, какие-то отрывистые записи, а затем вдруг возникает черная дыра, в которую как-то втягивается исполнитель. Потом возникает маленькая фигурка в гробу, которая отчаянно стучит в крышку и в стенки гроба, и вдруг – все покрывается чернотой. Понимаю, что описать впечатление от балета очень трудно, но это было действительно потрясающе.

Ну а закончилось все, естественно, гран па из «Дон Кихота» – такого радостного, полного солнца и жизни номера, который Васильев с Максимовой танцевали сотни раз.

Закончился же праздник тем, что Владимир Васильев вышел на сцену и прочитал своё известное стихотворение «Не думайте, что вы незаменимы». И здесь хочется не согласиться с артистом. Не знаю, как для кого, но для меня он именно незаменим.

У поэта из Казани Юлия Лялина есть стихотворение без названия, но с посвящением Владимиру Васильеву. Вот оно:

Интеллигент, мужик, эпоха,
России золотой запас!
Ему бывает тоже плохо,
Он до сих пор Спартак, не Красс.
Он многогранен в проявлении
Своих бесчисленных начал:
Танцор, художник, управленец,
Поэт – мне кто-то прокричал.
Он не играет в благородство –
Его ему дала природа.
Душа болит при виде скотства.
Он Данко нашего народа!
Я ничего не приукрасил,
Мне красок даже было мало.
Он так судьбу свою раскрасил,
Что даже на друзей хватило.

Источник: газета «Коммуна» | № 89 (26836) | Пятница, 16 ноября 2018 года




comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Без стыда
Высказывания ряда чиновников и депутатов приоткрыли скудость их политических познаний и откровенный цинизм.

Забытая война
Заигрывание с темой войны плодит не только внешние риски и угрозы. Насилие неизбежно проецируется вовнутрь.

Растёт запрос на справедливость
Россияне, по мнению социологов, всё чаще связывают статус великой державы не с внешней, а с внутренней политикой.

Республики ДНР и ЛНР будут признаны Россией
Это произойдёт, если Киев начнёт на них наступление и будет массовая гибель жителей.

Символы ноября
Пошло уже тринадцать лет с тех пор, как страна отметила День народного единства в первый раз.

Парус единства – справедливость
Ощущение россиянами единства с согражданами зависит от оценки того, насколько справедливо устроено общество.

Банальность зла
Неделя за неделей стали приносить плохие новости, своего рода «чёрных лебедей» – непредвиденные несчастья.

Конституционные вопросы
Стране не помешает дискуссия о путях её конституционных изменений, пусть даже в рамках виртуального «круглого стола».

Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

В Воронежской области за субботу, восьмое декабря, зарегистрировано 113 ДТП 37
В том числе 70 – в Воронеже, 41 – в районах, два – на федеральных автотрассах. В восьми ДТП пострадали люди. Погиб 46-летний автомобилист из верхнехавской Вишневки. Травмированы девять человек.

Александр Гусев, Владимир Нетёсов: Выражаем самое глубокое почтение землякам-героям 16
В России девятого декабря отмечается День Героев Отечества. С пожеланиями мира, благополучия и успехов во благо Отечества к жителям Воронежской области обращаются губернатор и председатель облдумы.

В Воронежской области инспекторы ДПС помогли автоледи, машина которой застряла в сугробе 14
На съезде на второстепенную дорогу у застрявшей в тяжёлом мокром  сугробе «Škoda» в утренний час стояли молодая женщина и ребёнок. К автомобилю подъехал экипаж специализированной роты ДПС.


Реклама


Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.