На главную страницу
 



Популярное за неделю


communa.ru - Главные новости Воронежа и Воронежской области / Культура


Старая пьеса из жизни современных взяточников


08.11.2018 16:57

Театр | Одним из первых спектаклей юбилейного, двадцать пятого, сезона Камерного театра стала «Свадьба Кречинского» в постановке молодого режиссёра Владимира Даная, выпускника «Мастерской Сергея Женовача»

Не так давно он принимал участие в занятиях лаборатории Олега Лоевского, проходившей в Камерном театре, и показал эскиз спектакля по одной из комедий Мольера. Видимо, после этого и последовало приглашение на постановку.

Людмила РОМАНОВА,


театровед

Из трех пьес, созданных А.Сухово-Кобылиным, самой репертуарной всегда считалась «Свадьба Кречинского». Там были две бенефисные роли – сам Кречинский и его приспешник Расплюев. Из уст в уста передавались сценические находки первых исполнителей и за десятилетия они, конечно, обросли штампами. В стремлении избежать их режиссер несколько перестарался, придав этим образам, по существу, функциональную роль. Но у него была другая задача, и все свои силы он бросил на её разрешение.

Никому до Владимира Даная не пришло в голову объединить две первые пьесы трилогии. Они всегда ставились по отдельности. Написанные по законам русской реалистической драматургии, изобилующие множеством интересных ролей, они представляли лакомый кусочек для актеров. Меж тем в подобном объединении есть логика, ибо афера Кречинского с бриллиантом Лидочки имела страшные последствия для семьи Муромских. На них-то, на сфабрикованном «деле» и сосредоточил все свои усилия молодой режиссер, демонстрируя зрителю механизм тяжелой государственной машины, сосредоточенной не на поисках истины, а на выжимание «капканной» взятки из богатого помещика. С Кречинского взять нечего, так как он шулер и игрок, а вот о Муромском вездесущий чиновник Тарелкин (Олег Луконин) быстро разузнал все, что нужно, и наметил его в очередные жертвы.


Сцена из спектакля «Свадьба Кречинского». Фото Алексея БЫЧКОВА.

Немного озадаченная сценографией первого действия (половину сцены занимают тюремные решетки, художник Ольга Кузнецова), их зловещее значение понимаешь только во втором акте. А для показа богатого дома Адуевой (Татьяна Сезоненко) вполне достаточно накрытого белоснежного стола с чайными приборами, который затем убирается при визите Муромского с дочерью к жениху, комната которого выглядит зловеще, как и события, в ней произошедшие. Ну а во втором акте это уже присутственное место, и решетки напоминают об исходе, который ждет Муромского и Лидочку. Она, кстати, все время находится на сцене, реагируя на все события. Оформление лаконично и в то же время ёмко.

Тот же стиль мы наблюдаем и в игре артистов. Сейчас не принято играть многогранность образов, как правило, выделяется какая-то одна черта, которую актер варьирует. Но некоторые артисты и в таких рамках умудряются сделать что-то запоминающееся. В этом плане я на первое место поставила бы Юрия Овчинникова – исполнителя роли Муромского. Роль выстроена по нарастающей: в первом действии это добродушный, в чем-то наивный, патриархальный помещик, для которого все ясно и хорошо в этом мире. У него крепкое хозяйство, хороший достаток, любящая дочь, в которой он души не чает. Все гармонично в его мире, а зло он чувствует интуитивно, что и помогает подобным людям его избежать. Очень не нравится ему Кречинский, но дочка его полюбила, и он не хочет принести ей горе. Если бы знать, чем всё это обернется…

Во втором акте Муромский, ходит по кабинетам и никак не может уразуметь, чего от него хотят. Ведь ясно же, что Лидочка ни при чем в грязной игре Кречинского с подделкой бриллианта. Нет, её обвиняют в сговоре с ним и арестовывают, надеясь, что отец не пожалеет денег на взятку. Но бедняге Муромскому кажется, что раз ты не виновен, за что же давать? Этим он сильно раздражает и Тарелкина, и его непосредственного начальника Варравина (Алексей Гнеушев), и Князя (Павел Ильин), от кого непосредственно зависит исход дела.

Ни разу Овчинников не повышает голоса, ведет себя спокойно и с достоинством, как правый человек. От этого вурдалаки еще сильнее бесятся и в конце концов доводят Муромского до сердечного приступа. Смерть его происходит за сценой, завершая достойную жизнь и отличную актерскую работу.

Яна Кузина в роли Лидочки на первый план выносит её самоотверженность и любящее сердце. Она могла бы быть идеальной женой, да Кречинскому не это нужно. Может, после всех испытаний она оценит верное сердце соседа по имению Нелькина, которого Михаил Гостев играет порывистым, импульсивным, но более практичным, чем Муромский. Он прекрасно знает, в какой стране он живет и быстро собирает требуемую сумму.

Жаль, что режиссер не нашел для Андрея Новикова (Кречинский) и Андрея Мирошникова (Расплюев) каких-то красок, которые хотя бы напомнили о блестящем прошлом этих ролей. Понятно, что они для него не главные, а только двигатели интриги, но все равно обидно.

Зато для упырей-чиновников Данай не жалеет режиссерской изобретательности и человеческой ненависти. Все три ранее упомянутых персонажа (Варравин, Тарелкин, Князь) очень точно воплощены артистически, имеют черты и повадки современных лощеных взяточников и оставляют горькое послевкусие безнадежности.

Подумать только, более двухсот лет назад появилась первая пьеса о беззаконных поборах – «Ябеда» В.Капниста, затем были «Ревизор» Н.Гоголя, «Тени «М.Салтыкова-Щедрина, трилогия А.Сухово-Кобылина, «Доходное место» А.Островского, а мы никак не можем покончить с этим злом. Впечатление, что оно только разрастается.

Так что новый спектакль Камерного – совсем не о прошлом. Его объект – наше настоящее.

Источник: газета «Коммуна» | №87 (26834) | Пятница, 9 ноября 2018 года





comments powered by Disqus

Возврат к списку



Возрастная категория сайта


Аналитика
Забытая война
Заигрывание с темой войны плодит не только внешние риски и угрозы. Насилие неизбежно проецируется вовнутрь.

Растёт запрос на справедливость
Россияне, по мнению социологов, всё чаще связывают статус великой державы не с внешней, а с внутренней политикой.

Республики ДНР и ЛНР будут признаны Россией
Это произойдёт, если Киев начнёт на них наступление и будет массовая гибель жителей.

Символы ноября
Пошло уже тринадцать лет с тех пор, как страна отметила День народного единства в первый раз.

Парус единства – справедливость
Ощущение россиянами единства с согражданами зависит от оценки того, насколько справедливо устроено общество.

Банальность зла
Неделя за неделей стали приносить плохие новости, своего рода «чёрных лебедей» – непредвиденные несчастья.

Конституционные вопросы
Стране не помешает дискуссия о путях её конституционных изменений, пусть даже в рамках виртуального «круглого стола».

Лукавая арифметика
Создаётся ощущение, что в России мысль чиновников работает только в одном направлении – как улучшить статистику.

Профицитные радости
Минувшая неделя принесла неожиданно радостные экономические новости. В Совфеде прошли слушания по проекту бюджета.

Под гнётом либерального креста
Демографическую трагедию 90-х в то время назвали «русский крест». Сегодня ясно, что такое определение оказалось неточным.

Иранский троянский конь
Военные специалисты и ряд политологов солидаризовались: ситуация чревата серьёзным военным конфликтом.

Тревожный звонок
Похоже, старая политическая игра заканчивается, и мы на пороге новой, возвращающей политике её изначальный смысл.

О чём рассказали выборы?
Электоральный тур – 2018 завершился, комментарии к его результатам от лица всех его участников прозвучали.

Майские указы. С интервалом в шесть лет
Что стало главной причиной неисполнения реалистически поставленных Президентом концептуальных положений указов?

Бухгалтерский расчёт
Российские власти не учли главного: модель пенсионной системы входила в своеобразный общественный договор.

Забытый август
Мы действительно являемся страной, у которой непредсказуемо не будущее, а прошлое?

Коварный референдум
Российская политическая жизнь постепенно накаляет атмосферу в преддверии выборов в регионах.

Этот непонятный Трамп
Что Трамп хочет от России? И что требуется от России, имеющей партнёрство с Китаем?

С кем солидарна наша пенсионная система
С каждой тысячи рублей зарплаты использовано общественно нерационально 750 рублей.

Время открывать карты
Планы по преодолению транспортного кризиса в Воронеже выходят на новый уровень. Очередная идея – электронные проездные.

Споры о реформе
Экспертное сообщество практически единогласно выступило с критикой сценария повышения пенсионного возраста

Запрос на перемены и человеческий фактор
Сегодня как никогда неприемлема глухота к запросам, требованиям, нуждам масс, их инициативам.

Пенсионное пенальти
За пределами футбольного поля картина выглядит невесело для россиян. Власти забили в ворота сограждан тройной пенальти.

Дорогими стали дороги
Новые цены на топливо уже в скором времени на своих кошельках почувствуют не только владельцы автомобилей.

Обновлённый формат
Возможно, главный итог прошедшей «прямой линии» – позволить Президенту лучше узнать страну, которой он управляет.

Чем «питается» оптимизм и пессимизм россиян?
Снижение уровня бедности в 2 раза к 2024 году станет самой сложной задачей, которую поставил Президент Путин.

Куда ведёт «прямая линия»?
Но напряженность сегодня сформировалась не только во внешней, но и во внутренней российской политике.

Рыба ищет, где глубже, а россияне – где дешевле
Очевидно: чтобы повысить внутренний спрос, нужно поднять доходы людей, особенно тех, кто находится за чертой бедности.

Уроки Мая-1968
Сегодня в западном и отечественном дискурсе идёт спор о том, какое наследство нам оставил Май 1968 года.

Популярное за сегодня

Реклама

Абрамцево



Новости редакции
31.12.2017  Век «Коммуны». В списке не значился
14.10.2017  Век «Коммуны». Юбилей позади, а история продолжается
14.10.2017  Век «Коммуны». Заветное слово литературного редактора
04.05.2017  Век «Коммуны». «В любых строках – он был самим собой»
01.05.2017  Век «Коммуны», Часы от Александра Лебедя
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда газета была в шинели
20.04.2017  Век «Коммуны». Когда экраны были маленькими…
18.04.2017  Век «Коммуны». От истоков до дней сегодняшних
16.04.2017  Век «Коммуны». Был твёрд и независим
08.04.2017  Век «Коммуны». История одного стихотворения
03.03.2017  Век «Коммуны». Как будто Бог подсказывал слова…
14.02.2017  Век «Коммуны». Назвать поименно
23.01.2017  Век «Коммуны». В ходу была его строка...
13.01.2017  Век «Коммуны». Трибуна, которая позволяла говорить о самом важном
19.12.2016  «Коммуна» удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы – 2017»
20.05.2013  Газете – 96 лет! Три кита «Коммуны»
17.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Редактор Наквасин
13.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Как закалялся Стальский
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны», Борис Стукалин, «Мы – дети своего времени»
08.05.2012  К 95-летию «Коммуны». Имя газеты носит одна из вершин на Памире


Экспорт новостей

 В формате RSS


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
(с)Электронное периодическое издание «КОММУНА».
Учредитель: ООО «Редакция газеты «КОММУНА».
Главный редактор В.Г.Руденко.
Адрес издателя и редакции: 394030, г.Воронеж, ул.Кольцовская, 46а, тел. (473) 251-24- 87.
Электронная почта: mail@kommuna.ru
Знак информационной продукции: 16+
Электронное периодическое издание «КОММУНА» зарегистрировано в Федеральной службе по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-42425 от 27.10.2010г.
При любом использовании материалов гиперссылка на communa.ru обязательна.