18°
г. Воронеж

Ясно, ветер западный 3.6 м/с.

• Днём облачно с прояснениями, +17°…+18°, ветер западный 5,1 м/с.

• Вечером облачно с прояснениями, +10°…+17°, ветер северо-западный 3,9 м/с.

• Ночью ясно, +4°…+6°, ветер западный 1,8 м/с.

• Утром ясно, +7°…+17°, ветер западный 3,7 м/с.

  • $ 58,2
  • € 60,38
25.01.2022 10:01
  • 1540
  • 0
  • 1
Наука и образование

С какими проблемами столкнулись воронежские учителя и школьники во время «дистанта»

25.01.2022 10:01

И как с этими трудностями справлялись в образовательных учреждениях

С какими проблемами столкнулись воронежские учителя и школьники во время «дистанта»

В рубрике «По сути дела» эксперты анализируют сложные социальноэкономические процессы. На этот раз об опыте организации дистанционного обучения в воронежских школах рассуждает кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ Людмила ПАНИНА.

В педагогических кругах давно велись разговоры о том, что в учебный процесс нужно внедрять дистанционные технологии, но именно пандемия заставила всех перейти на онлайн-формат. Первая и вторая волны коронавируса проходили в ситуации неопределённости: администрация, педагоги, ученики и их родители впервые столкнулись с вызовами новой реальности. Нужно было экстренно приспосабливаться к существующим условиям, и эта ситуация выявила ряд значительных проблем.


Учителя были растеряны, а дети перегружены



Первым затруднением стали технологические моменты. Выбор онлайн-платформ и сервисов был хаотичен и бессистемен: ZOOM, WhatsApp, VK, Discord … К тому же не у всех детей дома оказался персональный компьютер или в семье было несколько школьников, и родители тоже находились на удалённой работе. Проблем добавляло и отсутствие качественного интернет-соединения.

Больше всего сложностей возникло у младшеклассников — без помощи родителей не могли быстро и вовремя подключаться, регулировать технические параметры, давать обратную связь. Другой стороной проблемы стала слабая техническая подготовка самих педагогов, многие из которых впервые вышли в онлайн-формат и плохо представляли, какой образовательный контент есть в интернете. Им пришлось осваивать новые технологические платформы, среди которых сервисы «Учи.ру», «Российская электронная школа», «ЯКласс».

Возник логичный вопрос: как в новых технических условиях «воспроизвести» классно-урочную систему? Именно таким путём вначале пошли педагоги. Но оказалось, что дистанционная форма обучения предъявляет совершенно новые требования к профессиональным качествам педагогов. Многие учителя стремились вместить в 30-минутный онлайн-урок (в начальной школе 15–20 минут) слишком много информации. Из-за недостатка времени материал часто освещался поверхностно, и значительная его часть отдавалась на самостоятельное изучение. К тому же увеличилось количество теоретического материала, поскольку проводить, например, физкультуру или технологию дистанционно очень непросто. В итоге некоторые педагоги формально выдавали задания, дети формально их выполняли, часто прибегая к помощи интернета. Как в таких условиях проверить, что ребёнок не списал контрольную, и адекватно оценить его работу?

Из участников учебного процесса — в наблюдателей



В октябре 2021 года, когда школы ушли на «дистант» во второй раз, все уже стали воспринимать дистанционный формат как некую данность. Многие педагоги прошли курсы, где получили специальные навыки, накопили собственный методический материал.

Беспокойство продолжали вызывать психологические проблемы, вызванные переходом на онлайнобучение. Традиционное образование даёт больше возможностей для социализации учащихся, а во время «дистанционки» их личностные контакты минимальны. Педагоги же просто не понимали, насколько материал усвоен и воспринимают ли его учащиеся. Учитель часто выполнял функцию «говорящей головы», а дети из полноправных участников учебного процесса превращались в наблюдателей.

Большую эмоциональную нагрузку испытывали педагоги, ведь многие в силу возраста тяжело приспосабливались к новым реалиям. Лавина информации, постоянное нахождение у монитора, отсутствие границ между личным и рабочим временем — всё это приводило к стрессовым ситуациям. А у детей, в свою очередь, были отмечены случаи частичной социальной дезадаптации, утраты цели обучения.

Вернуться к привычному ритму было трудно

 

Выход из «дистанта» выявил проблемы, которые замалчивались при работе онлайн. Так, у многих учащихся резко снизились оценки — они просто не соответствовали реальному уровню знаний. Многие темы пришлось изучать заново, потому что усвоение материала оказалось очень низким. Дети долго не могли вернуться к привычному ритму: нежелание учиться, расслабленность, опоздания стали ещё одной трудностью.

Стоит сказать и о таком явлении, как формализм в работе педагогов. Если учитель и в очном формате не стремился работать ответственно, то в дистанционном это проявилось ещё ярче (неявка на уроки, опоздания, письменные задания вместо беседы). Если же педагог нацелен учить серьёзно, то он будет стараться приспособиться к новым условиям, сделать своё преподавание эффективным. Но это требует временных и психофизиологических затрат. В итоге цифровые технологии продемонстрировали невысокую социально-ценностную эффективность. Эмоция, эмпатия стали дефицитом в современном информационном обществе.

Работа в дистанционном формате в октябре прошлого года показала, что педагоги и ученики адаптировались ко многим сложностям этой формы обучения — прежде всего, технологическим. Однако по-прежнему остро стоит вопрос о качестве знаний. И есть понимание, что для средней школы «дистант» — всё-таки вынужденная мера.


Фото: www.freepik.com

https://communa.ru/nauka_i_obrazovanie/s-kakimi-problemami-stolknulis-voronezhskie-uchitelya-i-shkolniki-vo-vremya-distanta-/
Поделиться
Класснуть